Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Рабочая программа по МХК для 10-11 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балыктахская средняя общеобразовательная школа» с агропрофилированным направлением с. Балыктах Мегино-Кангаласского района РС (Я) Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей МБОУ БСОШ протокол №______ от«___» сентября 2015г. «Согласована» ___________ Заместителем директора по УВР Мохначевская А. М. МБОУ БСОШ протокол №______ от «___» ___________ 2015г. «Утверждаю» Директором МБОУ БСОШ Винокуров А.Н. Приказ № _____ от «___» ___________ 2015г. Рабочая программа по предмету «мировая художественная культура» 10, 11 классы на 2015-2016 учебный год по учебнику Л.Г. Емохоновой Срок реализации: 1 год, 105 часа Возраст обучающихся: 17,18 лет Составитель: Дьяконова М.А. учитель русского языка и литературы Данная авторская программа по мировой художественной литературе для 10-11 классов составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) образования (базовый уровень) с учетом рекомендаций примерной программы основного общего образования по мировой художественной литературе, авторской программы по мировой художественной литературе Л.Г. Емахоновой (М.: Издательский центр «Академия», 2007.) Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафиксированного в стандарте и раскрытого в примерной программе, авторская программа, соблюдая преемственность, предлагает свой подход в раскрытии содержания, свою последовательность изучения тем и разделов предмета. Нормативная основа реализации программы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации» 2. Федеральный государственный образовательный стандарт (основного общего образования) по технологии, утвержденного приказом Минобразования России от 05. 03. 2004г. № 1089. 3. Примерной программы по МХК, авторской программы «Мировая художественная культура»/10-11 класс; базовый уровень; Л. Г. Емохонова М.: Издательский центр «Академия», 2007.-15с. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. 4. Положение о рабочей программе 5. Учебный план МБОУ «Балыктахская СОШ» на 2015 -2016 учебный год, 1 час в неделю в 11 классе Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы Л. Г. Емохоновой «Программа по МХК 10-11 классы» (базовый уровень) с полным УМК: • «Мировая художественная культура. 10 класс» (базовый уровень)» : книга для учителя/ Л. Г .Емохонова, Н. Н. Малахова.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-224 с. • Учебник для 10 класса «Мировая художественная культура» (базовый уровень)/ Л. Г. Емохонова.-М.: Издательский центр «Академия»,2008.-240с.с приложением CD-ROM. • Рабочая тетрадь «Мировая художественная культура» для 10 класса: среднее (полное) образование (базовый уровень)/ Л. Г. Емохонова.-М.:Издательский центр «Академия», 2008.-48с.:ил. • Мировая художественная культура: 11 класс (базовый уровень): Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков Емохонова Л.Г., Малахова Н.Н.-М.: Издательский центр «Академия», 2009. • Учебник для 11 класса «Мировая художественная культура» (базовый уровень)/Л. Г. Емохонова.-М.: Издательский центр «Академия»,2009.-240с. с приложением CD-ROM. • Рабочая тетрадь «Мировая художественная культура» для 11 класса: среднее (полное) образование (базовый уровень)/ Л. Г. Емохонова.-М.:Издательский центр «Академия», 2008.-48с.:ил. Общие цели с учётом специфики учебного курса Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: • развитие чувств, эмоций, образноассоциативного мышления и художественнотворческих способностей; • воспитание художественноэстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. Задачи: • - развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности; • - воспитывать художественно-эстетический вкус, потребность в освоении ценностей мировой культуры; • - освоить знания о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; • - овладевать умениями анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; • - использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды Для успешной реализации поставленной задачи предлагается использовать следующие типы уроков МХК: • образ-модель; • урок-исследование; • урок-созерцание; • урок-панорама. К каждому из данных типов уроков ставится своеобразная художественно-педагогическая сверхзадача: • погружение; • постижение; • сравнение; • обобщение Общая характеристика учебного предмета Курс по мировой художественной культуре на базовом уровне систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на предыдущих ступенях обучения в общеобразовательных учреждениях. Он дает целостное представление о мировой художественной культуре и логике её развития в исторической перспективе. Древнейший пласт культуры характеризуется непосредственной связью искусства и мифологии, п.э. для изучения культуры Древнего мира были выбраны памятники, наиболее полно отразившие влияние на творческий процесс мифологического сознания, рецидивы которого встречаются подчас в современной жизни. В особый раздел выделен материал, позволяющий усвоить ключевые идеи развития культур Китая, Японии, мусульманских стран. Для культуры Китая – это мифологические представления о мире как вечной гармонии двух полярных и взаимодополняющих начал – мужского небесного ян и женского земного инь, определяющие ее традиционность и устойчивость. Для Японии – уникальный синтез синтоистских убеждений в том, что красота присутствует в природе повсюду – нужно лишь разглядеть её, и буддистского учения дзен, воспринимающего природу как живое и одухотворенное «космическое тело Будды». Альфой и омегой культуры ислама является идея райского сада, куда человек стремится возвратиться, и потому в программе акцент сделан на её отражении в дворцовых, культовых, общественных комплексах. При выборе памятников предпочтение было отдано дворцу Альгамбра в Гранаде, колонной мечети в Кордове, купольной Голубой мечети в Стамбуле и площади Регистан в Самарканде – самым знакомым сооружением арабо-мусульманской архитектуры. Особое внимание уделено их декоративному убранству, которое служит наиболее убедительным воплощением метафоры рая. Особенности заподноевропейской культуры Средних веков, ренессанса, Нового времени, обусловленные спецификой европейского эгоцентризма, отразились в понятии «стиль», под которым подразумевается некая общность средств и приемов художественной выразительности, вызванная единством идейного содержания. Стиль дает ощущение неповторимости каждой эпохи, а тщательный подбор памятников архитектуры, изобразительного искусства, музыки, литературы, театра позволяет погрузиться в атмосферу времени и прочувствовать ее своеобразие. Имея возможность сравнить, скажем, проявления византийского стиля в Византии и Древней Руси, учащиеся смогут осознать национальную культуру как неотъемлемую часть мировой культуры и составить целостную картину мира в ярких, чувственных образах. Содержание программы по мировой художественной культуре базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи в различных странах. Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, п.э. автором программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Для характеристики социокультурных доминант дороманской культуры, в частности, была выбрана базилика Сен-Мишель де Кюкса – одна из немногих базилик, сохранивших дороманское архитектурное ядро (нефы, трансепт, северный портал). Монохромия как определяющая черта этого периода рассмотрена на примере фрескового цикла каролингской церкви Санкт-Иоханн в Мюстере. Для более полной картины раннего Возрождения в Италии в авторскую программу включено творчество Донателло, возродившего античные традиции в рельефе и круглой скульптуре. Это способствует целостности восприятия процессов развития пластики от греческой классики, скульптуры эллинизма, римского скульптурного портрета до новаторства в творчестве Микеланджело в эпоху Высокого Возрождения. Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития – от первобытного мира до культуры 20 века – дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базавом уровне ограничено, для получения предельно полной картины культурного развития выбраны все наиболее значимые культурные ареалы. В Азии – это Индия, Китай, Япония. В Африке – Египет. В Америке – Мексика. В Европе – Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Россия. Значительное место в авторской программе отведено современной художественной культуре, знание и понимание которой способствует самоидентификации молодых людей в современном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуального художественного развития и организации личного досуга. При этом изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой дает возможность оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора развития, для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности Место предмета Авторская программа рассчитана на два года обучения (10-11 классы) и предполагает изучение курса в течении 70 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. В 10 классе 35 часов предлагается изучение культуры Древнего мира, раннехристианского искусства, искусства Средних веков с акцентом на культуру Византии, Древней Руси и Западной Европы, искусства Арс нова как переходного от Средних веков к Ренессансу, культуры Дальнего и Ближнего Востока. В 11 классе изучаются темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», «Художественная культура 17 века», «Художественная культура 18- первой половины 19 века», «Художественная культура 20 века». В рамках этих тем продолжается изучение искусства Западной Европы и России. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования ФГОС обучение на занятиях МХК направлено на достижение учащимся личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают: - обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества; - формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, осознание системы общечеловеческих ценностей; - осмысление и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; - воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружаемого мира и искусства; - понимание ценности художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства; - способность ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства; - соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем многообразии его видов и жанров; - способность воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений искусства; - сформированные навыки индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; - овладение основами культуры практической, творческой работы различной художественными материалами и инструментами, средствами художественного изображения; - формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры. Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают: - формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; - воспитание уважения к искусству и культуре своей Родине, выраженной в том числе в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах, предметно-материальной и пространственной среды и понимания красоты человека; - умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира; - обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях; - умение эстетически подходить к любому виду деятельности; - развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; - формирование способности к целостному художественному восприятии Мира; - развитие художественного мышления, фантазии, воображения, внимания, интуиции, памяти, в том числе визуальной, слуховой и другой; - получения опыта восприятия аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации. Предметные результаты изучения искусства в основной школе включает: - эмоционально-ценностное отношение к искусству в жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей; - восприятие Мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций; - активное отношение к традициям культуры как смысловой, эстетической личностно значимой ценности; - художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; - постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; - общее представление о природе искусств и специфики выразительных средств отдельных его видов; - освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства; - овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства; - многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства; - понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т.е. в процессе художественных образов; - восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведения искусства; - применение различных художественных материалов, техники и средств художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности; - умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах. № Тема Количество часов 10 класс 11 класс 1 Худ культура первобытного мира 3 2 Худ культура древнего мира 14 3 Худ культура средних веков 14 4 Худ культура Дальнего и Ближнего Востока в средние века 4 5 Худ культура эпохи Возрождения 9 6 Худ культура XVII в. 5 7 Худ культура XVIII- первой половины XIX века 8 8 Худ культура второй половины XIX- начала XX вв. 7 9 Худ культура XX века 6 Итого 35 35 Количество учебных часов Требования к уровню подготовки учащихся Нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружающем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодействовать с ними и успешно функционировать в обществе. В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, ученик должен: Знать/понимать: - основные виды и жанры искусства; - изученные направления и стили МХК; - шедевры МХК; - особенности языка различных видов искусства; Уметь: - узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; - устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; - пользоваться различными источниками информации о МХК; - выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: - выбора путей своего культурного развития; - организации личного и коллективного досуга; - выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; - самостоятельного художественного творчества. С учетом моровоззренческого характера дисциплины соотношение между традиционной урочной и внеурочной деятельностью, направленной на расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте выделены названия памятников культуры, знакомство с которыми желательно для получения более полной и красочной картины художественного развития, но изучение которых на уроке необязательно. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволяли бы анализировать произведение искусства. Типология уроков в системе художественно--педагогической сверхзадачи Уроки мировой художественной культуры не похожи ни друг на друга, ни на уроки дру¬гих предметных областей. Проектируя уроки, косвенно про¬ектируется развитие учеников. И в этом контексте чрез¬вычайно важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направ¬ляющая его. Речь идет о своеобразной художественно-педаго¬гической сверхзадаче. Можно выделить четыре типа художественно-педагогических сверхзадач уроков мировой художественной культуры в 10 классе. Это погружение, постижение, сравнение, обобщение. Художественно-педагогическая сверхзадача погружение ставится учителем в том случае, когда вдохновляющей идеей урока является эмоционально-образное проживание художе¬ственного шедевра, личностно-смысловое проникновение в его ауру, его глубинную суть, его стиль. В процессе такого погру¬жения достигается эффект присутствия, усиленный субъективным восприятием каждого участника урока (и учащихся, и учителя). Эмоциональная окрашенность знаний позволяет мак¬симально приблизить к нам изучаемые эпохи и стили, пере¬жить их « здесь и сейчас ». Музыкальное, поэтическое сопровождение способствует большей эмоциональной насыщенности и открытости границ урока, рождая личностное видение произведения искусства. Художественно-педагогическая сверхзадача постижение носит ярко выраженный познавательно-творческий характер. В ходе уроков, построенных на этой смысловой доминанте, про¬исходит не только освоение, но и личностное переосмысление произведений искусства и тех культурно-исторических усло¬вий, благодаря или вопреки которым они были созданы. Такие уроки чрезвычайно важны для становления и развития миро¬воззрения подростка. Постижение предполагает использование имеющихся у де¬тей знаний об изучаемом культурном феномене и активное сти¬мулирование их способностей к рассуждению и самостоятель¬ному анализу особенностей памятников искусства. Наиболее важными со стороны учителя в данном случае являются, на наш взгляд, верно избранная цель анализа и расстановка акцентов, а со стороны учащихся — усвоение материала и его актуализация в контексте собственного социокультурного опыта. Художественно-педагогическая сверхзадача сравнение на¬целена на эмоциональное и аналитическое сопоставление ху¬дожественных образов, их стилеобразующих черт, этапов раз¬вития видов искусства, мировоззренческих основ культурных эпох. Например, сравнение особенностей ландшафта, архитекту¬ры, декора Критского и Микенского дворцов, отразивших главную идею культурного развития в этих регионах (урок 10), позволяет прийти к пониманию различий в ценностных ориентирах и мировосприятии людей, создавших эти культу¬ры. Сравнение пластических образов архаики, ранней, высо¬кой и поздней классики (урок 13) помогает выявить характер¬ные черты мироощущения древних греков на разных вехах их культурного развития. Сопоставление сюжетов, мотивов, тех¬ники исполнения греческого рельефа в разные исторические периоды (урок 12) способствует осознанию композиционной взаимосвязи и гармоничного единства рельефа и архитекту¬ры храма. Художественно-педагогическая сверхзадача обобщение яв¬ляется смысловым стержнем итоговых уроков по различным тематическим разделам. Уроки, основанные на подобной сверх¬задаче, позволяют: 1) обобщить социокультурный опыт, накопленный учащи¬мися к моменту изучения конкретного художественно-истори¬ческого материала (урок 5); 2) активизировать эмоциональный и познавательный багаж, полученный в курсе МХК (итоговые уроки по темам «Визан¬тия и Древняя Русь», «Западная Европа»); 3) выйти на новый уровень понимания центрального худо¬жественного образа эпохи (урок 14). Для успешной реализации художественно-педагогической сверхзадачи важен тип урока. Мы выбрали четыре типа: образ-модель, исследование, созерцание, панорама. Гибкое соотноше¬ние типа урока и поставленной сверхзадачи доказало свою эф¬фективность на практике, повысив уровень эмоциональной от¬зывчивости и творческой активности учащихся. Выстраивая методическую стратегию курса МХК в 10 классе на базовом уровне, мы исходим из своего видения. На уроке по типу образ-модель важно найти эмоционально-художественное зерно, наиболее точно воплощающее смысло¬вую доминанту темы. В качестве такого зерна может выступать архитектурная деталь, живописный прием, литературная или музыкальная форма. Урок, построенный по типу образ-модель, дает учителю воз¬можность целостно охватить и содержательный, и эмоциональ¬но-образный контекст материала, а учащимся — полнее и глуб¬же прочувствовать произведение, стиль, эпоху, находя при этом отзвук собственных мыслей и ощущений в предмете ис¬кусства. На уроке по типу образ-модель можно органично сочетать эмоциональные и рациональные аспекты восприятия художе¬ственной культуры. В рамках урока-исследования важно не соскользнуть на ди¬дактический тон подачи материала. Этот тип урока предъяв¬ляет к учителю особые требования. Исследование шедевров мировой художественной культуры на уроке — процесс вдум¬чивого изучения, постоянного рассуждения и размышления педагога совместно с детьми. Учитель в контексте урока (мы имеем в виду и информативный, и художественный, и эмоцио¬нально-образный контекст) не декларирует истину, а постоян¬но вовлекает ребят в процесс ее открытия, делая время от вре¬мени лишь небольшие комментарии. Предлагается сочетать на уроках данного типа групповую работу с самостоятельной, индивидуальной, организовать ко¬торую можно с помощью индивидуальных карт — познаватель¬но-творческой карты, карты размышлений, исследовательской карты. Урок-созерцание наи¬более полно отражает природу искусства и рассчитан прежде всего на внешнее, чувственное воздействие. Искусству созер¬цания с помощью наставлений и навязанных схем детей не на¬учишь. Этот процесс настолько индивидуален и неповторим, насколько уникален каждый ребенок, каждый человек на земле. На уроках созерцания важны и интонация, и особая благо¬желательная атмосфера, позволяющая свободно высказывать свое мнение, задавать вопросы. Любое произведение искусст¬ва существует не только в своей материальной форме (на хол¬сте, в камне, в нотной записи, в слове, на кинопленке и т.д.). По-настоящему оно начинает жить и раскрывать свой глубин¬ный, истинный смысл в момент его восприятия. К числу подобных художественно-педагогических приемов относятся художественно-эмоциональное созерцание, художе¬ственно-образное сравнение, художественно-психологическое наблюдение. Урок-панорама. Широкий обзор, по¬зволяющий охватить взглядом произведения одного или не¬скольких стилей, разных видов искусства, в контексте изуче¬ния мировой художественной культуры просто необходим. Та¬кие уроки содержатся в каждом тематическом разделе курса. Они, как правило, целесообразны для итоговых, обобщающих тем либо для тем, включающих большой круг произведений и образов. Формы и средства контроля Тестирование, проведение контрольных работ, устных и письменных зачетов, написание сочинения (эссе), участие в различных конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах». Основное содержание курса 10 класс (35 ч) Художественная культура первобытного мира (3 ч) Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космоногические мифы. Древние образы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия – воспроизведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осирису. «Великий выход» - обряд воскрешения Осириса. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусства. Художественный образ – основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж. МХК Древнего мира (14 ч) Месопотамия (1 ч) Месопотамский зиккурат – жилище бога. Зиккураты Эттеменигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор – основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога прцессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы – специфика месопотамского изобразительного искусства. Древний Египет (2 ч) Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм – символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса 9 в Долине царей. Древняя Индия (2 ч) Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуитский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и боженственного присутствия. Большая ступа в Санчо. Особенности буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчо. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты. Древняя Америка (1 ч) Жертвенный ритуал во имя жизни – основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане – прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке. Крито-Мекинская культура (1 ч) Крито-Мекинская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах. Древняя Греция (4 ч) Мифология – основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон – образец высокой классики. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селунунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя. Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Дорифора – образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия – вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермофрадит. Агесандр. Венера мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Пергамский алтарь. Древний Рим (2 ч) Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаики – основные средства декора. Дом Веттиев, дом трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Август, Константин Великий. Раннехристианское искусство (1 ч) Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме. МХК средних веков (14 ч) Византия и Древняя Русь (7 ч) Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога не земле. Собор Св. Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестово-купольного храма. Порядок размещения декора. Космическая, топографическая, временная символика крестово-купольного храма и его стилистическая многообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. Византийский стиль в иконописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимировской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля. Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона Рублева «Троица» - символ национального единения русских земель. Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Ренессанские тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Грановитная палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые росписи на тему Акафиста в церкви Рождества богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев. Западная Европа (4 ч) Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Архитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый декор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне. Готический храм – образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал. Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция: собор Нотр-Дам в Шартре, аббатство в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции. Новое искусство – Арс нова (3 ч) Протореннесанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс нова. Специфика арс нова на севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте. ХК Дальнего и Ближнего Востока в Средние века (4 ч) Китай (1 ч) Вечная гармония инь и ян – основа китайской культуры. ансамбль храма Неба в Пекине – пример сплава мифологичеких и религиозно-ноавственных представлений Др. Китая. Япония (1 ч) Культ природы – кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото. Ближний Восток (2 ч) Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде. 11 класс (34 ч) Художественная культура эпохи Возрождения (9 ч) Возрождение в Италии (5 ч) Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция – воплощение ренессанской идеи «идеального» города. В трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Высокое Возраждение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Мона Лизы). Синтез живописи и иархитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы дела Сеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланждело Буонаротти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эрохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музык. Жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца». Северное Возрождение (4 ч) Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Замок Франциска 1 в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска 1. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагелия «Ромео и Джульетта, комедия «Укрощение строптивой». Художественная культура 17 в. (5 ч) Барокко (4 ч) Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живопись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антверпене. Воспитание Мармм Медичи. Рембрандт Харменс ванн Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Иоганн Себостьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею». Классицизм (1 ч) «Большой королевский стиль» Людовика 14 в архитектуре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика». Художественная культура 18 – первой половины 19 века (8 ч) Рококо (1 ч) «галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали франсуа Буше. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена. Неоклассицизм, ампир (5 ч) Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония №85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Людвиг ванн Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика 15 в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю». Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге. Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу». Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновение». Романтизм (2 ч) Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец №1». Живопись романтизма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россети. «Beate Beatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова». Художественная культура второй половины 19 – начала 20 века (7 ч) Реализм (3 ч) Социальная тематика живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления развития русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама». Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 ч) Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином». Модерн (2 ч) Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в Барселоне. Мифотворчество – характерная черта русского модерна в живописи. Валентин Александрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза». Художественная культура 20 века (6 ч) Модернизм (5 ч) Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фомизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция №8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбьюзе. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня 3 Интернационала. Органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Стилистическая разновидность музыки. 20 века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием. Синтез в искусстве 20 века. Режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». Кинематограф. Сергей михайлович Эйзенштейн. «Броненосец «Потемкин»». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра». Посмодернизм (1 ч) Постмодернистское мировосприятие – возвращение к мифологическим истокам. Новые виды искусства и формы синтеза. Энди Уорхал. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан». Методическое обеспечение: 1. Мировая художественная культура: учебник для 10 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)/ Л.Г. Емахонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007 . – 240 с.: ил. 2. Мировая художественная культура: учебник для 11 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)/ Л.Г. Емахонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007 . – 240 с.: ил. 3. Введение в мировую художественную культуру/ Вачьянц, А.М.-4-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2008 4. Древняя Греция. Древний Рим. / Вачьянц, А.М.-5-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2008 6. 7 чудес Древнего мира/ Вачьянц ,А.М.-6-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2008 7. Мировая художественная культура. В2 т. Учебное пособие/ Б.А. Эренгросс, Е.А. Ботвинник, В.П. Комаров и др; под ред. Б.А. Эренгросс.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2005 8. Мировая художественная культура. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов н/Д.: Феникс,2004 9. Учебный путеводитель по мировой художественной культуре: Древний Восток и Западная Европа: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение,1999 10. 7. Энциклопедия для детей. «Аванта +» Искусство, 1999. Информационно-коммуникационные средства: 1. интернет – ресурсы. www.mhk.ru 2. www.art.1.september.ru 3. СD «Искусство» издательский дом «Первое сентября» Технические средства обучения: 1. Ноутбук мультимедийный; 2. Мультимедийный проектор; 3. Экран проекционный.

Источник: http://balsosh.ucoz.ru/mkhk_2015-2016.doc
Категория: Мои статьи | Добавил: Галина (26.03.2016) | Автор: Дьяконова Мария Андреевна
Просмотров: 862 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: